Олег Елагин– один из ведущих представителей российского медиаискусства. Это искусство «нерукотворно». Оно не нуждается в традиционных материалах и изобразительных средствах, ассоциирующихся с трудом живописца. Поверхность холста с ее фактурой, красочный слой, мазок как запечатленный жест – все эти слагаемые «традиционной» художественной репрезентации выносятся здесь за скобки. Не впадая до конца ни в экспериментальный минимализм, ни в барочную аттракционность, равно присущих представителям digital art, Елагин работает на стыке этих крайностей. Он – артист из когорты «алхимиков», экспериментаторов с нематериальной цифровой фактурой.
Декларированная не-живописность означает отказ от привычных элементов «человеческого» в творческом процессе. Елагин тщательно изгоняет из своих произведений все признаки, ассоциирующиеся с «индивидуальностью автора-творца» — выстроенность композиций, прописанность форм, последовательность сюжетов. Материал для художественных объектов у него, как правило, случайно найден, либо производит впечатление случайно найденного. Распространяя традиции ready-made на фото и видео, художник использует в качестве первичной фактуры произвольно выбранные фрагменты реальности.
Но этой «исходной» реальности еще предстоит пройти горнило мультимедиа. Мир произведений Елагина не объективно дан, он всегда воспроизведен, всегда открыт в диалоговом окне некоего программного обеспечения, дробящего и трансформирующего мир по своим законам. Техника в понимании художника – не средство, но самостоятельный «субъект», способный продуцировать собственную реальность. Творческий акт под таким углом зрения обнаруживает близость к природным процессам, протекающим вне и помимо человеческого участия.
Основным проявлением автономии, и даже своего рода «воли» техники является программный сбой, эффект «зависания». Ценность ошибки, непрогнозируемой и нерукотворной, состоит в уникальности, непопадании в любые ритмы. Ошибка а-серийна, как сама художественность. Кроме того, программный сбой интересует Елагина как самоценный тип визуальности, будь то изображение, распавшееся на пиксели, или «белый шум» экрана. Едва ли иной художник способен столь искренне любоваться экранными помехами.
«Творческая кухня» Олега Елагина – это лаборатория генерирования новой образности. Эстетизируя визуальные искажения, художник, подобно алхимику, наблюдает, как формы предметного мира утрачивают с ним первоначальную связь. Так мир, воспроизведенный на экране, становится картиной, которая, при всей нематериальности, все же способна заставить своего зрителя сказать: «И все-таки, это – живопись!»
Константин Зацепин / 2013