В дополнительности

Теоретическая основа новой выставки Олега Елагина — понятие supplementarite, одно из ключевых в работе Жака Деррида «О грамматологии». Переводимое как «восполнительность» либо «дополнительность», оно обозначает способ достраивания любого явления как целого, исходя из изначальной неполноты, нехватки как первичного принципа существования: «Восполнение есть то, что добавляется, это избыток, полнота, которая обогащает другую полноту, наполняет ее наличностью» (Деррида Ж. О грамматологии. Перевод Н. Автономовой).

Пустоте, лежащей, согласно Деррида, в основании реальности, необходимо дополнять себя, стремиться к ускользающей целостности.

Автор использует технологию chroma key, с помощью которой в кинематографе создаются фоны для снятых в студии зрелищных сцен. Инсталляция представляет собой монитор с камерой, в реальном времени снимающей зрителей на фоне зеленых прямоугольников. Войдя в поле зрения камеры, зрители видят себя на цифровом фоне, имитирующем клетчатую checker-текстуру из программ 3D-моделирования. Реальный человек превращается в трехмерную модель.

Digital art Олега Елагина выступает инструментом вскрытия диалектики supplementarite, в контексте которой получает новое звучание термин «дополненная реальность». Посредством технологий достраивания видимого мира, в том числе мобильных приложений (а в английском слово «supplement» означает еще и «приложение»), нематериальная цифровая фактура обретает новое тело и новую целостность, хотя бы лишь для того, чтобы подчеркнуть иллюзорность этого обретения.

 

Константин Зацепин

In Augmentarity installation. Oleg ElaginIn Augmentarity installation. Oleg ElaginIn Augmentarity installation. Oleg Elagin

 

В XXI веке сложно найти человека, жизнь которого не была бы непосредственно связана с цифровым миром. Цифровые технологии сформировали новую среду существования, со своими законами и правилами поведения, выраженную в постреальности, в которой цифровой и аналоговый миры слились в понятии «современная природа».

Исследуя новый язык чувственного, сформированного на основе новых технологий, Олег Елагин переосмысляет границы телесного в новой реальности, обращается к эстетике ошибки, темпоральным сбоям, глитчу, белому шуму. Работая с программным обеспечением или с простыми и/или сложными цифровыми устройствами, художник видит в неисправностях, ошибках, помехах, глитчах определенный потенциал не только для искусства, но и для критической оценки социума с его постоянным стремлением к совершенствованию техники. Посредством эстетики ошибки, с одной стороны, можно доказать, что машины способны высказываться, сопротивляться навязанным жестким структурам, алгоритмам и программам, которые стремятся держать их все время в «норме», критикуя, таким образом, закрытые системы не только в технологиях, но и в обществе, а с другой стороны, показать, что подобные сбои стали непосредственной часть реальности, которую и исследует Елагин.

In Augmentarity installation. Oleg Elagin

In Augmentarity installation. Oleg Elagin

Восполнение — это общий механизм достраивания/доращивания всего в природе и культуре за счет внутренних и внешних ресурсов, соотношение которых не предполагает ни механического добавления извне, ни диалектического раскрытия предзаданных внутренних возможностей путем разрешения противоречий. Восполнение — не «ничто», а «нечто»: если имеется восполнение, значит, целое уже не есть целое, а нечто, пронизанное нехваткой, внутренним изъяном. Восполнение в тексте «О грамматологии» Деррида выступает в разных контекстах как структурное правило, игра, порядок, цепь, структура, система, закон, правило, логика, структурная необходимость, графика, механизм, странный способ бытия (предполагающий одновременно и избыток, и нехватку). Психика, сознание, воображение строятся не только как механизмы постижения существующего, но и как схемы компенсации недоступного, построения программ будущих действий. Таким образом, пустоте, лежащей, согласно Деррида, в основании реальности, необходимо дополнять себя, стремиться к ускользающей целостности.

инсталляция «В дополнительности» (2016). Автор использует технологию chroma key, с помощью которой в киноиндустрии создаются фоны для снятых в студии сцен. Инсталляция представляет собой монитор с камерой, в реальном времени снимающей зрителей на фоне зеленых прямоугольников. Войдя в поле зрения камеры, зрители видят себя на цифровом фоне, имитирующем клетчатую checker-текстуру из программ 3D-моделирования. Таким образом реальный человек превращается в трехмерную модель. В этой работе реализована идея виртуального мира, в котором человек играет центральную роль. Зритель становится частью наблюдаемого им пространства на экране, создается система образов с глубоким погружением, где поведение и содержание образа-пространства зависит от действий зрителя. Подобная стратегия вполне может быть названа эскапизмом, идеи которого все чаще и чаще проповедают художники и теоретики, стараясь вырваться из глобальной структуры существования, определенных систем поведения, отгородить себя от непреодолимых процессов, происходящих в мире, на который все сложнее как-то влиять. Создавая свой виртуальным мир, художник предъявляет зрителю пространство, изъятое из общей концепции мира, в котором возможно остаться наедине с собой, заглянуть в самого себя без каких-либо условий внешнего мира.

С другой стороны, дополненная реальность постепенно становится такой же частью нашего зримого мира, как и привычные предметы — стол, зеркало, стена.

 

Осмысление будущего неразрывно связано с понимаем настоящего как необратимого естественного процесса. Цифровая природа не может противопоставляться биологической, так как она является ее логическим продолжением / преобразованием. Новые технологии влияют на естественную эволюцию нашего мышления, точно так же, как и на развитие художественного языка визуального искусства, что мы отчетливо наблюдаем в работах Олега Елагина.

 

 Даша Бирюкова

personal page