postscreen

Одна из вожможных форм развития цифрового искусства – это взимодействие с внешней, социально-урбанистической средой посредсвом прямой интеграции в городское пространство- захватом информационных панелей, терминалов оплаты, рекламных экранов.

postscreen / mixed media / 2010

Новый проект Елагина «Рostscreen» продолжает эксперименты с цифровой графикой. Однако, в корне меняется форма презентации арт-объекта. Если прежние работы художника были рассчитаны, прежде всего, на экраны или проекции в закрытых выставочных помещениях, то теперь им отводится новое место – рекламно-информационные панели в общественных городских пространствах. Следуя руслом «уличного» искусства (граффити, стритарт), художник использует стратегию захвата изначально чуждых для искусства территорий. Впрочем, если граффити открыто заявляет о своих претензиях на публичные пространства, предъявляя себя как авторский жест, то в случае проекта Елагина скорее имеет место мимикрия. Он действует подобно хакеру (и теми же методами), интегрируя собственное видео в ту зону, которая в городской среде привычно зарезервирована за рекламой. Внимание потенциального зрителя этих видео предельно автоматизировано – визуальная реклама в мегаполисе воспринимается лишь как фоновый информационный шум. Подменяя рекламу беспредметной цифровой графикой, художник совершает формалистский жест «остранения», сталкивая зрителя с неким визуальным прецедентом, искажающим код привычного восприятия городского визуального ландшафта. В данном случае проект Олега Елагина восходит к практикам нонспектакулярного искусства начала нулевых. Цифровая графика (обыгрывающая излюбленный мотив художника – программный сбой) с ее искаженным беспредметным видеорядом на рекламном экране сама выглядит как сбой, вызванный вмешательством вируса или хакерского взлома.
Фактически проект «Postscreen» материализует метафору сбоя в системе, вторгаясь в городскую среду и взламывая устоявшиеся конвенции ее восприятия зрителем. К.З. 2012

personal page