«Почему мы устарели?» ГОСТЬ НОМЕРА «АиФ» 2017 год

В этом году Олег ЕЛАГИН, медиахудожник из Самары, стал лауреатом международного музыкального фестиваля «МАТА» (Музыка в Антологии (Music at the Anthology’s ), основанного известным композитором Филипом Глассом и проходящего в Нью-Йорке уже в 19й раз. Из тысяч работ со всего мира, присланных на конкурс, отобрали 20 лучших. Композиторы, представленные MATA — это будущие лауреаты престижных мировых премий и общественные деятели. Мы решили поговорить с нашим гостем, о том, как сделать городскую среду лучше и комфортней для жителей, что нас ждёт в следующие 5 лет, и почему современные подростки умнее, чем родители?

-Самара — ваш родной город. Это место, где Вы, как художник, черпаете силы?

-Самара хороший город, но даёт силы она, к сожалению, не много месяцев в году. Одна из моих задач — это работать не зависимо от того где я нахожусь. Потому что когда открыт весь мир, нет смысла зацикливаться на одной конкретной точке. Глокальность сейчас правит ситуацией. Это когда мы находимся в каком-то конкретном городе, но в то же время в диалоге со всем миром. Надо иногда подниматься над повседневностью, над её туманом. Знаете, вот астрономам, когда они делают снимки звёзд, мешает атмосфера земли – изображение получается очень размытым. И вот с помощью специальной технологии они вычитают текстуру атмосферы и получают чёткие звездные снимки. Так и жителю города надо иногда очищать своё восприятие, оглядеться вокруг и над собой.

Олег Елагин персональная выставка "В дополнительности"

.-Что сделать, чтобы Самара стала действительно городом приятным для жизни?

-Читать больше умных книг, смотреть больше хороших фильмов. Начать с себя. Выстраивать своё эстетическое самосознание на всех уровнях.  Но когда людям нечего есть, вряд ли они будут читать.

-Вас не удручает, как художника, что некоторые «коллеги» по цеху,  оставляют на городских стенах странные каракули, вместо того, чтобы сделать по настоящему крутое граффити?

 

Граффити это такая же часть современной культуры и городского пространства. То, что Вы называете каракулями, возможно, является специально-разработанным авторским шрифтом-подписью и называется это «тэг», а техника наненесения «теггинг». В Самаре есть хорошие стрит-артисты, но город это ведь не музей где тебя отведут и расскажут про шедевр. Нужно чувствовать, знать и искать,  где расположился этот культурный слой. А что касается позиции, по-поводу порчи стен, то мне она абсолютно не близка. Люди готовы смотреть на уродливые рекламные щиты с большим удовольствием, но вот граффити для них и их облезлых стен это табу. Будущее уже здесь и оно за сотрудничеством и открытым взаимодействием. У многих стрит-артистов имеется стиль, позиция, опыт. И если предоставлять им пространство и материалы, то через год мы не узнаем свой город. Абстрактные рисунки, социальная графика, инсталляции всё это помогает городской среде быть более человечной, открытой и интересной.

— Поговорим про дополненную реальность — среду, которая позволяет реальный мир дополнить цифровыми возможностями.  Пять лет назад в Самаре на улицах и основных достопримечательностях должна была появиться система QR-кодов — специальных меток с информацией, интересной для горожан и туристов.  С помощью камеры мобильного телефона и специальной программы шифр превращается в текст. Здорово же, наводишь телефон, например, на Детскую картинную галерею, а там тебе вся информация и про особняк и про его владельца купца Ивана Клодта. К сожалению, дальше установки на табличках-указателях, проект не двинулся. Помешали препоны в городском законодательстве…

-. Если эта идея не реализована сегодня, она непременно воплотится в будущем. Пропаганду знания я готов поддерживать всегда. С другой стороны, если тебе интересна какая-то информация, можно её и самому отыскать.

— Как футуролог, что думаете, по какому пути будет развиваться общество, какие профессии будут востребованы?

— Я за открытый мир, за открытые источники информации, открытую культуру, за новое авторское право. Это ступеньки в будущее, которое уже сегодня постепенно пытается перейти в посткапиталистическую эру. Всё постепенно идёт к автоматизации. Со временем многие специальности перестанут существовать. Это не какое-то отдаленное будущее. Разбег 5-6 лет. Сегодня мир очень быстро меняется. Например, уже сейчас юристов, служащих в банковском секторе заменяют программными оболочками, рабочих на производствах заменят машины. Роботы уже могут выигрывать человека в шахматы и управлять автомобилями, но великолепную музыку, или картину, или книгу, которая изменяет мир, машина пока самостоятельно не создаёт. И это хорошо! Выход —  это путь творчества, развитие креативного мышления, постоянное обучение. У нас десятилетиями растили общество потребления, общество «шопоголиков». В скором времени ресурсы планеты начнут истощаться. С наступлением экономического  кризиса сама жизнь расставляет приоритеты.

-А что делать школьникам, на что ориентироваться. Какой совет Вы бы им дали?

Я бы сам спросил у них совета. Школьники сегодня большие молодцы, отличное поколение. Их личная культура и самосознание порой выше, чем у родителей. На улице в одном из отдалённых районах нашего города, когда я как-то спросил дорогу у школьников, я услышал в ответ — «Будьте любезны». Это радует и по-хорошему удивляет. Если есть внутренняя культура, значит, есть внутренний стержень, значит, дети умеют думать и размышлять. Это у них стоит спрашивать, что бы они хотели видеть в будущем. Что бы они хотели для себя?

В большинстве семей модель отношения к молодому поколению — или подозрительное недоверие, или откровенное паникерство – куда он катится?! Родители избегают честного разговора с детьми, вместо этого начинают отслеживать, какие страницы те читают в Интернете, с кем общаются и т.д. Это вызывает в подростках ощущение, что в них не верят, их не рассматривают как самостоятельных людей. К примеру, новости о  так называемых «группах смерти»  — прекрасный повод для моральной паники родителей, давления и ограничений. Вместо того, чтобы создавать безопасную и комфортную среду,  мы настоятельно просим детей воздержаться от употребления алкоголя и наркотиков. Принципиальное свойство нового поколения заключается в том, что у него в крови высокие технологии. С ними оно обращается на совсем ином уровне. Хорошо считывая манипуляции и ложь, они уже давно готовы воспринимать аргументированные беседы. К сожалению, мало кто из обычных родителей готов к разговору со своими детьми. Здесь я согласен с высказыванием 22х летнего Виктора Вилисова, что у нас дети – некий придаток к семье, у которого есть только обязанности и нет никаких прав, оно упрощено до уровня нескольких примитивных функций — учись, по дому помогай, родителей слушайся. Это уже не работает, современное поколение намного сложнее устроено.

Записала Марина КУЦИНА

ДОСЬЕ «АиФ»

Олег ЕЛАГИН

Медиахудожник, композитор, режиссёр, джазмен

Родился в 1982 году

Образование: Самарская Государственная Академия коммуникаций, независимая школа современного искусства, художественная стипендия для обучения в Германии от Stuttgarter kunstverein e.v. Штутгарт, Германия, художественная стипендия Европейского Культурного фонда, стипендиат художественной резиденции Vyksa Air, член Творческого Союза Художников «Солярис»

Почему мы устарели? АиФ 2017 год

personal page